Есть дети, которые уверенно вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребенком.
Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.
Есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.
Из практики хорошо известно, что в процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неприятные для его развития изменения в поведении и психике. Доказано, что в первую неделю посещения детского сада проявления игровой и речевой активности снижается (в среднем, на 73 %).
Когда вы определитесь с тем, пойдет ли ваш ребенок к логопеду, будьте готовы к тому, что вам придется делать «домашку». Вы станете помощником и своему ребенку и вашему логопеду.
После занятий логопед дает домашнюю работу. Это может быть артикуляционная гимнастика, упражнения на автоматизацию, задания на развитие фонематического слуха, словообразование, задания, которые направлены на обогащение словарного запаса и использование в активной речи ребёнка, задания по развитию связной речи, заучивание стихов, задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму, задания на закрепления навыков грамоты и чтения, занимательные задания с изученными буквами.
Если родители заинтересованы в результативности работы логопеда, они должны выполнять домашние задания с детьми. Одних встреч со специалистом будет недостаточно.
Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Нередко родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей насыщена разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы.