ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
по теме «Познавательное развитие дошкольников посредством ознакомления с трудовой деятельностью взрослых, живущих на Пензенской земле».
Дошкольный возраст детей является более благополучным периодом для развития любознательности, что позволяет сформировать у детей потребность в самостоятельной деятельности с учетом их желаний и интересов. Педагогам необходимо сформировать такие качества личности ребёнка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.
Цель работы – ознакомление детей дошкольного возраста с трудом жителей Пензенского края, воспитание дошкольников в духе признательности и уважения к труженикам нашего города и любви к родной земле.
Работая над темой, мы не испытывали трудностей, т.к. в парциальной Программе «Человек на родной земле» выделены предприятия Пензенской области, определены профессии, трудовые действия, орудия труда, результаты труда, профессиональные и личностные качества специалистов. Весь материал распределен по возрастным группам и даёт возможность проследить усложнение содержания по ознакомлению детей с трудом взрослых, живущих на Пензенской земле.
В работе, конечно же, имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых происходит не на глазах у детей, за большинством профессий нет возможности наблюдения. Мы считаем, что наиболее удачны и убедительны живые образы, настоящий пример профессий родителей. Но посетить заводы и фабрики мы не можем, зато можем провести «виртуальную» экскурсию. Для этого мы готовили презентации пензенских предприятий. Реализуя требования ФГОС ДО родители стали активными участниками образовательного процесса, рассказывая о своей профессии, орудиях труда, трудовых действиях и результатах труда. Знакомя дошкольников с профессиями родителей, мы старались вызвать у детей искренний интерес к их деятельности, способность самостоятельно делать выводы о ценности профессий родителей, помочь понять важность и необходимость для общества их труда, а также личностные и профессиональные качества.
В своей работе мы используем проектный метод, позволяющий детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. В ходе реализации проекта «Профессии моих родителей» детям давалось небольшое количество информации, постепенно расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при постепенном углублении детей в познании, возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых. Проект разработан на основе интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предусматривающий активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности совместно со взрослыми.
В этом нам помогали родители детей, которые приходили в детский сад, приносили фотографии с производства, рассказывали о своем труде детям, совершали прогулки и экскурсии с познавательной целью со своим ребенком, искали информация из книг, Интернета, оказывали помощь в создании коллекций.
Приведём пример ознакомления дошкольников с профессиями родителей, работающих на Пензенской фабрике игрушек.
В ходе подготовительного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач; совместно с воспитанниками и их родителями сбор материала, необходимого для реализации поставленных задач; прогнозирование возможного результата, разработка образовательных мероприятий и бесед с детьми об известных и неизвестных им профессиях на фабрике игрушек.
В ходе основного этапа дети ознакомились с профессиями литейщик пластмассы, оформитель игрушек, технолог, упаковщик, а также закрепили трудовые действия и инструменты труда швеи. На этом этапе проводилась непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию: «Как создается игрушка», «История появления мягкой игрушки», составление алгоритма «Как рождается кукла», виртуальная экскурсия на фабрику игрушек, развлечение «Все работы хороши». Была организована встреча со швеёй, после которой девочки обновили гардероб куклам. Совместно с родителями была организована выставка «Продукция Пензенской фабрики игрушек», где были представлены игрушки из различных материалов. Выставку посетили дети нашего детского сада, а в роли экскурсоводов выступали дети моей группы. Они поделились знаниями о способах создания игрушек, о специалистах, работающих на фабрике и их трудовых действиях, орудиях труда.
На заключительном этапе совместными усилиями родителей, воспитателя и детей была составлена книга «Фабрика игрушек».
Подводя итог образовательной деятельности по данной теме, мы можем сделать вывод, что у детей значительно вырос интерес к труду взрослых, повысился уровень знаний и представлений о профессиях, чувство гордости за своих родителей. Дети достигли устойчивых положительных результатов.
Презентация: «Познавательное развитие дошкольников посредством ознакомления с трудовой деятельностью взрослых, живущих на Пензенской земле».
Сценарий развлечения «Мы верные друзья Золушки» |
Скачать |
Сценарий развлечения «Путешествие с Незнайкой в страну Математики» |
Скачать |